Фонтан давал 840 бочек или 25200 ведер воды
Одесса — это крупнейший порт Украины на Черном море, научный, культурный и промышленный центр Одесской области. Трудно представить, что были времена, когда на территории этого города существовали проблемы с пресной водой. Но это было характерно для всех городов, расположенных на побережьях морей и океанов. Распространенным выходом из сложившейся ситуации являлось создание колодцев. Их можно встретить на улицах и во дворах и сегодня. В память о нелегком прошлом возле горбатого мостика, перейдя через Тещин мост, был сохранен старенький колодец. Из глубины тех времен идет история возникновения фонтанов Одессы.
Предпринимая попытки отыскать воду, как правило, это была вода, скопившаяся в известняках, люди находили множество способов ее добычи. Позже стали собирать дождевую воду в предназначенные для этого цистерны. Трудный и дорогостоящий способ добычи драгоценнейших капель воды отражался на ее стоимости. На тот момент (конец XVIII века) цена одного ведра воды практически была равна цене фунта мяса. Однако качество оставляло желать лучшего, да и не каждый находил необходимые средства для ее приобретения. Это повлияло на принятие губернатором решения о создании дополнительных водных источников.
На выручку пришли фонтаны, которые, конечно, отличались от современных. Они представляли собой небольшие роднички или ручейки, которые выбивались из-под земли и устремлялись к морю. Испокон веков поселения людей располагались близ водных источников: рек, озер и других. Также произошло и в данной ситуации. Рядом с источниками пресной воды образовались три основных хутора: Малый, Средний и Большой фонтаны. Названия этих хуторов напрямую связаны с размером фонтанов. Малый и Средний не могли в полной мере обеспечить горожан необходимым количеством воды, поэтому главным поставщиком живительной влаги долгое время оставался Большой фонтан. В день, по данным газеты «Одесский вестник» за 1831 год, этот фонтан давал 840 бочек или 25200 ведер воды, что на треть больше других источников. По городу воду развозил небольшой паровозик с несколькими вагонами, запряженный лошадьми, так называемая конная железная дорога, или конка в простонародье.
Эту функцию конка выполняла до появления электричества. По пути следования конки, иначе по линиям, были определены станции, которые сохранились по сегодняшний день. Это придает городу дух старины и подчеркивает его солидный возраст.
Однако с наступлением нового века, основываясь на сделанных изобретениях и открытиях, предприниматели решили провести водопровод. Первым за решение данной проблемы взялся французский эмигрант, политический деятель, депутат парламента, а впоследствии министр иностранных дел Франции Стефан Пишон. Этот процесс оказался длительным и трудоемким, поэтому Пишон не успел реализовать все планы до своей смерти. После него дело в свои руки взял Тимофей Ковалевский, купец из Таганрога. Он построил водопровод, исходящий из Большого фонтана. Ныне территория, где расположен этот водный источник, называется дачей Ковалевского.
Исчтоник: Nice-Places.com